
Обзор Europa Universalis 5 (EU5) – Самая сложная глобальная стратегическая игра, в которую я когда-либо играл.
https://www.youtube.com/watch?v=nP59vpuEJx8
- Жанр: Глобальная стратегия | Историческая
- Разработчик: Paradox Tinto
- Издатель: Paradox Interactive
- Цена: $59.99 | 59,99€ | £49.99
- Дата выхода: 4 ноября, 2025
- Рецензент: Nuno Marques (PC)
- Целевая аудитория: Игроки в Grand-Strategy, любители истории и фанаты игр Paradox Games.
- Итоговая оценка: 8.7/10
Europa Universalis V (EU5) сразу же показала мне, насколько это сложно. Даже как человек, игравший во многие сложные стратегические игры, я нашел ее невероятно сложной и подавляющей. Давайте начнем с постановки задачи: игра начинается в хаотичном середине 14-го века.
Вложился в "перспективную" компанию по совету таксиста? Мы тоже так делали. Заходи, у нас тут клуб анонимных инвесторов, и мы лечимся фундаментальным анализом.
Бесплатный Телеграм каналEuropa Universalis V отличается от своей предыдущей версии тем, что начинается намного раньше в истории – в 1337 году, более чем на столетие раньше 1444 года. Это помещает вас прямо в середину позднего Средневековья, непосредственно перед двумя огромными событиями: Столетней войной между Францией и Англией и Черной смертью. Черная смерть начинается в 1346 году и опустошает Европу, Африку и Азию, уничтожая огромную часть населения мира. Эти события значительно влияют на ваш игровой процесс, представляя сложные ранние испытания, которые хорошо продуманы. Черная смерть, в частности, невероятно сурова, потенциально сводя на нет любой экономический прогресс и заставляя вас восстанавливать экономику своей страны с нуля.
Механика работы с населением была полностью переработана. Теперь вам нужно учитывать различные группы людей – дворяне, духовенство, рабочие, торговцы, рабы и другие – каждая из которых обладает своими навыками, уровнем счастья и потребностями для выживания. В отличие от предыдущих игр, люди действительно должны находиться в определенном месте, чтобы там работать, что делает экономику намного более детализированной и сложной. Управление всем – населением, товарами и ценами – для построения успешной экономики – это настоящая задача. Но для игроков, готовых освоить все тонкости, эта система предлагает большую глубину и потенциал.
Europa Universalis V добавляет новую систему сословий, которая ставит управление населением в центр игры. Теперь вам предстоит руководить четырьмя основными группами – дворянством, духовенством, бюргерством и крестьянами – каждая из которых имеет свои собственные цели и потребности, отражая традиционную социальную пирамиду. Важно отметить, что ваша собственная корона также рассматривается как одна из этих групп. Почти каждое ваше действие как правителя будет влиять на то, как эти сословия себя чувствуют, и потеря их поддержки может создать серьезные проблемы.
Различные социальные классы, или Сословия, являются ключевой частью игры, и их счастье и развитие всегда отображаются на экране. Права и привилегии, которые вы предоставляете или отнимаете у этих групп, напрямую определяют, кто на самом деле управляет страной. Если вы принимаете законы, благоприятствующие купцам и горожанам, они станут более могущественными. Если вы попытаетесь уменьшить власть дворянства, их поддержка, вероятно, пошатнётся. Это значительное отличие от Europa Universalis IV, и поскольку это связано с системой населения, это означает, что политика и экономика тесно связаны – что реалистично. Однако это также создаёт постоянный вызов, требующий от вас тщательного управления этими группами. Поверьте мне, поддерживать счастье этих могущественных групп непросто — история показывает нам, что те, кто у власти, не любят, когда вы пытаетесь что-то изменить.
Хотя Estates добавляет много нового в игровой процесс, я думаю, что самое большое изменение заключается в том, как это заставляет игроков думать об игре. В прошлых играх Europa Universalis IV вы играли как общая идея нации, принимая решения как группа. Теперь, сделав вас Короной – одним из сословий – сразу ощущается по-другому. Ваши цели как Короны часто конфликтуют с целями других сословий. Я быстро понял, что играю в игру, больше ориентированную на моего правителя и их позицию, а не на страну саму по себе, например, Испанию или Англию. Это исторически точно, поскольку этот период был посвящен тому, что правители приобретали больше власти, и я нахожу этот вызов действительно увлекательным, даже если он сложный.
Важная часть игры заключается в том, насколько хорошо ваш персонаж контролирует страну. Этот контроль определяется местоположением вашей столицы и тем, насколько хорошо другие регионы связаны с ней. Уровень контроля напрямую влияет на количество налоговых поступлений и солдат, которых вы можете набрать из каждого региона. В начале игры области, близкие к вашей столице, обычно хорошо контролируются, но по мере удаления от неё контроль быстро падает, что затрудняет управление большой страной. Это реалистичная и увлекательная особенность – управление большой империей является сложной задачей, и для поддержания продуктивности всех ваших провинций требуются усилия. Эта система контроля особенно важна перед началом войны. Расширение вашей империи посредством завоеваний не так просто и прибыльно, если вы не можете сначала установить и обеспечить контроль над вновь завоеванными землями.
Игровая система управления отличная и добавляет интересную стратегическую глубину, но способ интеграции новых регионов после завоевания кажется неудачным. Вам приходится назначать губернатора в новозавоеванную провинцию на 10-20 лет, прежде чем вы начнете извлекать из нее выгоду, что просто слишком долго – особенно для областей вблизи вашей столицы. В идеале, интеграция должна начинаться сразу после захвата крупного города или провинции, осуществляемая существующими местными лидерами. Я ценю повышенный экономический фокус игры и попытку сдержать быструю экспансию, но эта текущая система кажется неоправданно ограничивающей. Это разочаровывает, учитывая, сколько деталей и реализма было вложено в остальную часть игры.
Я хотел бы объяснить новую рыночную систему, значительное изменение по сравнению с Europa Universalis IV, но я сам всё ещё изучаю детали. По сути, это динамичная система, основанная на спросе и предложении, которая постоянно меняется в зависимости от того, что нужно людям – и эта потребность напрямую зависит от того, как и куда перемещаются популяции, о чём мы уже говорили. Вы можете автоматизировать эту систему, и я рекомендую сделать это, когда только начнёте играть. Мы рассмотрим автоматизацию более подробно позже. Однако, несмотря на усилия по созданию такой сложной экономической и демографической модели, Europa Universalis V не идеальна. Одна из основных проблем заключается в том, как быстро всё происходит. Я не нашёл никаких доказательств того, что рыночные изменения требуют времени для регистрации, но постоянные, немедленные изменения просто слишком сложны для управления. Я чувствую, что упускаю интересную часть игры, потому что вынужден её автоматизировать. Хотя вы можете попробовать управлять ею вручную, это потребует почти постоянной паузы в игре только для корректировки значений.
Эти абзацы подчеркивают, как Europa Universalis V действительно фокусируется на экономической и социальной стороне исторического периода, который он представляет. Она невероятно сложна и реалистична, и я подозреваю, что мне потребуется много часов, чтобы полностью её понять. Каждое решение, даже небольшие корректировки, может иметь значительные последствия в дальнейшем. Прежде чем я изучу военные аспекты, я хочу подчеркнуть, насколько я ценю глубину экономических и общественных систем, хотя они и невероятно замысловаты. Мне нравится, что игра пытается реалистично смоделировать вызовы того времени, и я в полном восторге от процесса её изучения, даже если я не ожидаю полностью её освоить.
Я больше всего времени провел, играя в игры Crusader Kings и Hearts of Iron от Paradox Interactive. Хотя меня не особо привлекают их военные аспекты. Мне нравится Crusader Kings 3 за сложную средневековую политику, которая очень напоминает Game of Thrones, а Hearts of Iron 4 – за удовольствие от переписывания истории. Судя по тому, что я видел из Europa Universalis V, это не изменится, и меня это вполне устраивает. Как многим читателям известно, я предпочитаю стратегию и непосредственное управление своими силами, поэтому, если игра не позволяет мне это делать, военные функции не удержат мое внимание надолго.
Что мне особенно интересно в военной системе Europa Universalis V, так это то, насколько реалистично она смоделирована и как она связана с населением и экономикой. В EU5 ваши первоначальные войска, называемые ополчением, набираются из местного населения каждой провинции, что напрямую сокращает вашу рабочую силу и влияет на вашу экономику. Если эти войска будут потеряны в бою или от болезней, они не вернутся к своей работе после войны, создавая долгосрочные экономические последствия. Это означает, что война – это не просто вопрос наличия большей армии; это серьезное стратегическое соображение. Начало войны без достаточного количества денег и стабильной экономики может быстро привести к катастрофе. Игра также ограничивает, как быстро вы можете интегрировать завоеванные провинции, еще больше сдерживая безрассудное военное расширение.
Трудно сказать, насколько военная система этой игры сопоставима с последней версией Europa Universalis IV, но она определённо многое заимствует из популярной Hearts of Iron IV. Новая система позволяет вам ставить перед армиями широкие стратегические цели, что сокращает утомительный микроменеджмент. Вместо ручного разделения войск для атаки на несколько городов вы можете просто отдать приказ о ‘ковровом окружении’, и ИИ игры обработает детали. Вы можете назначать армиям различные типы миссий, от агрессивных атак и осад до более оборонительных задач, таких как патрулирование территорий. Я играл за Кастилию, и кажется, что это действительно хорошо работает.
Моя основная проблема с армейской системой в игре заключается в том, как работает набор ополчения. Вы можете призвать войска только после объявления войны, что не очень логично. Подготовка к войне часто требует секретности и быстрого старта, особенно если вы сталкиваетесь с более сильным противником. Было бы здорово иметь возможность подготовить ополчение к моменту объявления войны. Я понимаю, что это ограничение может быть сделано для баланса, но вместо того, чтобы предотвращать ранний набор ополчения, разработчики могли бы предупредить другие страны, если я начну перемещать войска. Это даже могло бы добавить новые стратегии, например, заставить соседа мобилизовать свою армию, что повредило бы их экономике. Просто мысль!
Давайте быстро рассмотрим дипломатию и колонизацию. Обе системы относительно просты в использовании. Дипломатия работает так, как вы ожидаете, с различными действиями и их успехом, зависящим от нескольких факторов. Колонизация – это приятная особенность, и если вы выберете морскую державу, такую как Португалия или Кастилия, вы можете начать исследовать и создавать колонии очень рано в игре. Это включает в себя отправку экспедиций для открытия новых земель, а затем медленное строительство и снабжение этих колоний людьми и ресурсами. Эти колонии затем будут отправлять товары на ваши домашние рынки, используя те же экономические и демографические системы, о которых мы уже говорили. Просто чтобы дать вам представление о масштабе, Europa Universalis V содержит более 20 000 местоположений!
Мы рассмотрели основные особенности Europa Universalis V, поэтому давайте поговорим о том, насколько сложна игра и как это взаимодействует с её функциями автоматизации. Обычно мне нравятся игры с большой глубиной, но я считаю, что сложность должна быть хорошо реализована. Системы должны быть логичными и понятными – в идеале, они должны работать так, как вы ожидаете, основываясь на реальных принципах – и игре нужен отличный учебник и пользовательский интерфейс для поддержки этого. Europa Universalis V преуспевает и не преуспевает в этих областях, и я начну с объяснения того, что я имею в виду, говоря об учебнике.
Обучение в игре не очень полезное – казалось, что тебя быстро вводят в курс дела человеком, который слишком занят, чтобы всё толком объяснить. Хотя это и реалистично, это не облегчает изучение игры для новичков. Я играл в другие игры этого разработчика, поэтому интерфейс не был для меня проблемой, но я понимаю, как кто-то без предварительного опыта может быть перегружен. Интерфейс в целом не плохой и обычно отображает необходимую информацию, но в нём есть несколько мелких проблем. Некоторые кнопки не выглядят кликабельными, а другие делают неожиданные вещи при нажатии. Самый раздражающий пример – при назначении командиров – две кнопки, наложенные друг на друга, управляют разными действиями, что сбивает с толку. Это небольшие детали, но их стоит отметить.
Две особенности, несомненно, помогут игрокам справиться со сложностью игры:
Europa Universalis V предлагает невероятно детализированные карты для практически любой ситуации – и они действительно важны для принятия правильных решений. Моё самое большое разочарование заключается в том, что игра часто заставляет вас отвлекаться от карты, когда вы пытаетесь что-то построить. Например, если я хотел проверить численность населения местоположения перед строительством там, мне постоянно приходилось переключаться между картой и игровым интерфейсом. Это может стать действительно запутанным, когда вы управляете большим количеством различных мест. В остальном, карты фантастические!
Игроки имеют большой контроль над тем, насколько автоматизировать игру. Если вы предпочитаете не заниматься такими вещами, как экономика, дипломатия или даже война и исследования, вы можете позволить игре справиться с этим за вас. Это позволяет вам сосредоточиться на тех аспектах, которые вам нравятся больше всего – вы даже можете играть за лидера, который принимает только высокоуровневые решения, оставляя детали своим советникам.
Перед тем как завершить этот обзор, давайте поговорим о том, как выглядит, звучит и работает игра. К счастью, критиковать особо нечего. Игра визуально потрясающая – карта невероятно детализированная, и наблюдение за тем, как города и армии двигаются, действительно оживляет мир. Это действительно ощущается как наблюдение за тем, как разворачивается история. Звуковое оформление солидное – не исключительное, но вполне приятное. Оно не будет соперничать с эпическими саундтреками, как в Age of Mythology, но это нормально. С точки зрения производительности, я не столкнулся ни с какими сбоями или серьезными проблемами. Однако игра не всегда работает плавно. Она иногда подтормаживает, особенно при загрузке или в определенные моменты игры. Хотя это и не постоянно, это происходит достаточно часто, чтобы быть немного раздражающим. Трудно сказать, связано ли это с моим компьютером или с оптимизацией игры, но об этом стоит знать (вы можете ознакомиться с характеристиками моей системы выше).
Итоговый вердикт и оценка
8,5/10
Практически невозможно полностью оценить Europa Universalis V – она просто слишком огромна, детализирована и захватывающая. Я мог бы легко писать бесконечно обо всех её особенностях, как хороших, так и плохих. Но после нескольких недель игры я хочу поделиться некоторыми окончательными мыслями.
Paradox создала нечто действительно впечатляющее с Europa Universalis V. Ей удалось успешно объединить лучшие особенности и механики из всех их предыдущих игр. Хотя игровой процесс силен, EU5 могла бы выиграть от более подробных обучающих материалов, особенно для сложных систем, таких как экономика. В настоящее время слишком многое автоматизировано, что не позволяет игрокам полностью вовлекаться и понимать ключевую часть игры.
Europa Universalis V – это всё, на что вы могли надеяться от масштабной стратегии: огромный охват, впечатляющая детализация и замечательная сложность. Особенно радует, что она не побоялась попробовать что-то новое, несмотря на успех предыдущей игры, и эти изменения действительно окупаются.
После того, как я заканчиваю обзор игры, действительно говорит мне о том, стоит ли в неё играть, это то, хочу ли я в неё играть даже после того, как я перестал снимать видео или писать о ней. И в этом случае ответ – однозначное да!
Я даю Europa Universalis V ‘да’, не потому, что я считаю, что это безупречная игра, которая совершит революцию в жанре глобальных стратегий, как это сделала ее предшественница, Europa Universalis IV. Вместо этого я впечатлен ее глубиной и тем, как она апеллирует к моему интересу к истории. Она предлагает много свободы для экспериментов с историческими сценариями, что отличается от более жестких реалистичных военных игр. Кроме того, мне хочется вернуться в игру и изучить, как разные выборы могут изменить ход развития нации.
Надеюсь, этот обзор был для вас полезен! Мне будет интересно узнать ваше мнение, и планируете ли вы приобрести Europa Universalis V.
Разбор оценок игры
- Основные игровые механики и геймплей: 9/10
- Контент: 9.5/10
- Графика и художественный стиль: 8/10
- Звук и музыка: 7/10
- Техническая производительность: 7/10
- Повторное прохождение и ценность: 10/10
- Монетизация и бизнес-модель: 7/10
Смотрите также
- Серебро прогноз
- ГК Самолет акции прогноз. Цена SMLT
- Газпром акции прогноз. Цена GAZP
- ОВК акции прогноз. Цена UWGN
- Совкомбанк акции прогноз. Цена SVCB
- Whoosh акции прогноз. Цена WUSH
- Будущее эфириума: Тенденции цен на криптовалюту ETH
- Рискованная ставка SharpLink на $200M ETH: DeFi или отчаяние? 🚀💸
- Роснефть акции прогноз. Цена ROSN
- Группа Астра акции прогноз. Цена ASTR
2025-11-01 20:46