
Обзор Europa Universalis 5 (EU5) – Самая сложная глобальная стратегическая игра, в которую я когда-либо играл.
https://www.youtube.com/watch?v=nP59vpuEJx8
- Жанр: Глобальная стратегия | Историческая
- Разработчик: Paradox Tinto
- Издатель: Paradox Interactive
- Цена: $59.99 | 59,99€ | £49.99
- Дата выхода: 4 ноября, 2025
- Рецензент: Nuno Marques (PC)
- Целевая аудитория: Игроки в Grand-Strategy, любители истории и фанаты игр Paradox.
- Итоговая оценка: 8.7/10
Запуск Europa Universalis V (EU5) сразу же показал мне, насколько сложной будет игра. Даже как человек, игравший во многие сложные стратегии, я нашел эту невероятно комплексной и пугающей. Давайте начнем наш обзор с путешествия в хаотичное середину 14-го века.
Вложился в "перспективную" компанию по совету таксиста? Мы тоже так делали. Заходи, у нас тут клуб анонимных инвесторов, и мы лечимся фундаментальным анализом.
Бесплатный Телеграм каналEuropa Universalis V значительно отличается от своей предыдущей версии тем, что начинается в 1337 году, более чем на столетие раньше, чем 1444 год. Это помещает игроков прямо в середину позднего Средневековья, непосредственно перед двумя огромными историческими событиями: Столетней войной между Францией и Англией и Чёрной смертью. Чёрная смерть начинается в 1346 году и опустошает население Европы, Африки и Азии, уничтожая от трети до половины населения мира. Эти события оказывают огромное влияние на игру, представляя сложные ранние испытания, которые хорошо интегрированы. Чёрная смерть, в частности, невероятно сурова, потенциально сводя на нет любой экономический прогресс, которого вы добились, и заставляя вас полностью восстанавливать свою экономику из состояния хаоса.
Механика управления населением была полностью переработана. Вместо простого числа вы теперь управляете различными группами людей – дворянами, духовенством, рабочими и другими – каждая из которых обладает своими навыками, уровнем счастья и потребностями для выживания. В отличие от предыдущих игр, люди действительно должны находиться в определенном месте, чтобы там работать, что делает экономику гораздо более детализированной и сложной. Есть много факторов, которые нужно отслеживать – численность населения, производимые товары и цены – чтобы построить действительно эффективную экономику. Это глубокая система, но очень полезная для игроков, которые готовы к её изучению.
Europa Universalis V добавляет новую систему сословий, которая ставит управление населением в центр игры. Теперь вы будете руководить четырьмя основными группами – дворянством, духовенством, бюргерством и крестьянством – каждая из которых имеет свои собственные цели и заботы. Представьте себе это как социальную пирамиду, которую вы изучали на уроках истории. Кроме того, ваш собственный королевский двор также считается сословием. Практически все, что вы делаете как правитель, будет влиять на то, как эти группы себя чувствуют, и потеря их поддержки может создать серьезные проблемы.
Власть различных социальных групп, называемых Сословиями, является ключевой частью игры. Вы всегда будете видеть, насколько они счастливы и влиятельны в левом верхнем углу экрана. Принимаемые вами законы напрямую влияют на их власть – поддержка торговцев сделает их сильнее, а ограничение прав дворянства, вероятно, сделает их несчастными и менее лояльными. Это большое изменение по сравнению с предыдущими играми, и оно тесно связывает население и экономику, что имеет исторический смысл. Однако это также означает, что вам постоянно нужно будет управлять этими группами и решать проблемы, которые они создают. Поддерживать довольными эти влиятельные группы – настоящая задача – история показывает нам, что люди у власти не любят перемен!
В то время как новая система Сословий влияет на игровой процесс во многих отношениях, я думаю, что самое большое изменение заключается в том, как игроки воспринимают игру. В предыдущих играх серии Europa Universalis IV вы играли как абстрактный «дух нации», принимая решения за всю страну. Теперь, будучи Короной – одним из Сословий – вы сразу же отделены от этой единой национальной идентичности. Ваши цели часто сталкиваются с целями других Сословий. Я быстро понял, что играю в игру, которая гораздо больше сосредоточена на личных интересах вашего правителя и меньше – на нации, например, Кастилии или Англии. Это исторически точно, поскольку период, который охватывает игра, ознаменовался усилением централизации власти, и я нахожу этот новый вызов, хотя и сложный, очень увлекательным.
Важная часть игры заключается в том, насколько вы контролируете свою страну, что определяется местоположением вашей столицы и тем, насколько хорошо связаны ваши провинции с ней. Этот уровень контроля напрямую влияет на количество налоговых поступлений и солдат, которых вы можете набрать из каждой провинции. В начале провинции, расположенные рядом со столицей, обычно сильны, но контроль быстро ослабевает по мере удаления, что затрудняет управление отдалёнными территориями. Это хорошая и реалистичная особенность – управление большой империей является сложной задачей, и для поддержания продуктивности всех ваших провинций требуются усилия. Особенно важно установить контроль в новом регионе перед началом крупной войны, потому что расширение вашей империи не так просто и выгодно, если вы не можете эффективно управлять своими новыми территориями.
Игровая система управления отличная и добавляет интересную стратегическую глубину, но способ интеграции новых регионов после завоевания кажется несовершенным. После захвата региона вам необходимо назначить губернатора, который останется там на длительный период интеграции, прежде чем вы начнете получать от него доход. Хотя некоторое время на интеграцию разумно, в настоящее время требуется от 10 до 20 лет для интеграции даже одной провинции – не целой страны! Это кажется нереалистичным, особенно для областей, близких к вашей столице. В идеале, интеграция должна начинаться сразу после захвата крупного города или провинции и управляться существующими местными лидерами. Я ценю возросший экономический фокус игры и попытку сдержать быстрое расширение, но эта текущая система кажется неоправданно ограничивающей. Это разочаровывает, учитывая, сколько усилий было потрачено на создание такого детального и захватывающего симулятора.
Я хочу подробно объяснить новую рыночную систему, которая является большим изменением по сравнению с Europa Universalis IV, но я сам все еще ее изучаю. По сути, это рынок, который реагирует на спрос и предложение, постоянно меняясь в зависимости от того, что нужно людям – и эти потребности меняются по мере перемещения населения, о чем мы говорили ранее. Вы можете автоматизировать эту систему, и я рекомендую сделать это, когда только начинаете играть. Мы рассмотрим автоматизацию более подробно позже. Несмотря на всю работу, которая была проделана для создания этой сложной экономической и демографической системы, Europa Universalis V не идеальна. Одна из основных проблем заключается в том, как быстро все происходит. Я не нашел никаких указаний на то, что рыночные изменения требуют времени для регистрации, но постоянные, мгновенные изменения слишком сложны для управления. Кажется, что я упускаю ключевую часть игры, потому что вынужден автоматизировать вещи. Хотя вы можете отказаться от автоматизации, это означает, что мне приходится почти постоянно ставить игру на паузу, чтобы внести небольшие корректировки.
Эти абзацы подчеркивают, как Europa Universalis V действительно сияет как игра, сосредоточенная на экономических и социальных реалиях исторического периода, который она представляет. Она невероятно сложна и моделирует вещи на таком глубоком уровне, что я не думаю, что пойму её полностью в ближайшее время! Каждое решение, независимо от того, насколько оно мало, может иметь значительные последствия в будущем. Мне особенно нравится глубина экономических и общественных систем, хотя их и сложно освоить. Попытка игры реалистично изобразить исторические проблемы действительно увлекательна, и хотя я могу никогда полностью не понять всего, я в полной мере наслаждаюсь этим опытом.
Я больше всего времени провёл, играя в игры Crusader Kings и Hearts of Iron от Paradox Interactive. Однако меня не особо привлекают военные аспекты этих игр. Мне нравится Crusader Kings III за его сложную средневековую политику – она очень напоминает Game of Thrones – а Hearts of Iron IV за удовольствие от переписывания истории. Судя по тому, что я видел из Europa Universalis V, это не изменится, и я этому рад. Как многим читателям этого сайта известно, я предпочитаю стратегическое мышление и прямое управление юнитами. Если я не могу быть командиром на поле боя, военные системы обычно не привлекают моего внимания.
Что меня действительно захватывает в военной составляющей Europa Universalis V, так это то, насколько реалистично она связана с остальной частью игры – особенно с населением и экономикой. В отличие от других игр, ваши первоначальные войска не появляются волшебным образом. Они набираются из числа людей, живущих в ваших провинциях, что немедленно влияет на количество рабочих и, следовательно, на вашу экономику. И вот в чём загвоздка: если эти войска погибнут в бою, они исчезнут навсегда – они не вернутся к работе после окончания войны! Это означает, что вы не можете просто думать о создании самой большой армии; вам нужно действительно продумать свою стратегию. Начало войны без достаточных денег или крепкой экономики может быстро вас погубить. Кроме того, требуется время, чтобы полностью интегрировать завоеванные провинции, поэтому просто бросаться завоевывать всё подряд – не лучшая идея. EU5 действительно отговаривает от безрассудного военного расширения, и мне это нравится.
Сложно сказать, насколько военная система этой игры сопоставима с последней версией Europa Universalis IV, но она определенно многое заимствует из успешной формулы Hearts of Iron IV. Ключевая особенность – назначение широких стратегических целей вашим армиям, что сокращает утомительное микроуправление. Например, вместо ручного разделения войск для атаки нескольких городов, вы можете просто отдать приказ о ‘ковровом обложении’ и командиры игры сами разберутся с деталями. Вы можете назначать армиям различные миссии, от агрессивных атак и осад до более оборонительных задач, таких как патрулирование территорий. Я обнаружил, что это работает действительно хорошо – в моем прохождении за Кастилию это было значительным улучшением.
Моя главная проблема с армейской системой в игре заключается в том, как работает набор войск. Вы можете вызывать ополчение только после объявления войны, что не имеет особого смысла. Подготовка к войне часто требует секретности и быстрого старта, особенно если вы сталкиваетесь с более сильным противником. Было бы здорово иметь возможность иметь войска, готовые к отправке, как только начнется война. Я понимаю, что это может быть балансировочный выбор, но вместо того, чтобы ограничивать, когда я могу поднимать армии, разработчики могли бы добавить систему предупреждений, чтобы другие страны знали, если я перемещаю войска. Это даже могло бы создать новые стратегии, например, заставить соседа держать свою армию в мобилизованном состоянии, что повредило бы их экономике. Просто некоторые мысли о том, как улучшить ситуацию.
Давайте быстро рассмотрим дипломатию и колонизацию. Хотя я не углублялся в детали колонизации, обе системы просты в использовании. Дипломатия работает, как вы и ожидаете, с различными опциями и результатами, основанными на разных факторах. Колонизация — это интересная особенность, особенно для морских держав, таких как Португалия или Кастилия. Если вы играете за одну из них, вы можете начать отправлять экспедиции для исследования и захвата новых земель очень рано в игре. Это включает в себя финансирование экспедиций для обнаружения того, что там есть, а затем медленное строительство колоний путем отправки людей и припасов. Эти колонии в конечном итоге будут отправлять ресурсы на ваши домашние рынки, используя те же экономические и демографические системы, о которых мы уже говорили. Просто чтобы дать вам представление о масштабе игры, Europa Universalis V включает в себя более 20 000 различных местоположений.
Мы рассмотрели основные особенности Europa Universalis V, поэтому давайте поговорим о том, насколько сложна игра и как это взаимодействует с её функциями автоматизации. Обычно мне нравятся игры с большой глубиной, но я считаю, что сложность должна быть сбалансирована чётким исполнением. Системы игры должны быть логичными и ощущаться реалистичными, и у неё должен быть отличный обучающий режим и пользовательский интерфейс, чтобы помочь игрокам понять всё. Europa Universalis V преуспевает и не дотягивает в этих областях, и я начну с объяснения того, что я имею в виду, начиная с обучающего режима.
Обучение в игре не очень полезное – казалось, что тебя быстро вводят в курс дела человеком, который слишком занят, чтобы всё объяснить как следует. Хотя в реальной жизни это случается, это не облегчает изучение игры. Я играл в другие игры от этого разработчика, поэтому интерфейс не был для меня проблемой, но я могу представить, как новый игрок может быть совершенно потерян. Интерфейс в целом не плохой и обычно хорошо отображает информацию, но в нём есть несколько небольших проблем. Некоторые кнопки не выглядят кликабельными, а другие делают неожиданные вещи при нажатии. Наиболее раздражающим примером является назначение командиров – две кнопки друг над другом управляют разными действиями, что сбивает с толку. Это мелочи, но на них стоит обратить внимание.
Две функции, несомненно, помогут игрокам справиться со сложностью игры:
Europa Universalis V предлагает невероятно детализированные карты практически для всего, что вам нужно – и они действительно важны для принятия хороших решений. Моё единственное разочарование заключается в том, что игра иногда скрывает карту, когда вы пытаетесь что-то построить. Например, если я хотел проверить численность населения местоположения перед строительством там, мне постоянно приходилось переключаться между картой и интерфейсом игры. Это может запутать, когда вы управляете таким количеством разных мест. В остальном, карты фантастические!
Игроки имеют большой контроль над автоматизацией в игре. Вы можете выбрать, чтобы компьютер обрабатывал любой аспект, который вам не нравится, например, управление экономикой, дипломатией, внутренними делами, войнами или даже исследованием и колонизацией. Это позволяет вам сосредоточиться на тех частях игры, которые вы находите наиболее увлекательными. Например, вы могли бы играть за правителя, который принимает только высокоуровневые решения, оставляя детали своим советникам.
Перед завершением этого обзора, давайте поговорим о том, как выглядит, звучит и работает игра. К счастью, критиковать особо нечего! Графика великолепна, с детализированной картой и реалистичным движением городов и армий – действительно кажется, что вы наблюдаете за тем, как разворачивается история. Звуковое оформление надёжное, хотя и не новаторское – оно приятное, но не захватывающее. С точки зрения производительности, я не столкнулся с какими-либо сбоями или серьёзными проблемами, но игра не всегда работает плавно. Иногда она подтормаживает, особенно при загрузке или в определенных моментах, что может быть немного раздражающим. Я не уверен, связано ли это с моим компьютером или с самой игрой, но это происходило достаточно часто, чтобы упомянуть. Мои характеристики ПК вы можете найти выше для справки.
Итоговый вердикт и оценка
8,5/10
Практически невозможно полностью оценить Europa Universalis V – она просто слишком огромна, сложна и захватывающа. Я мог бы бесконечно писать обо всех ее особенностях, как хороших, так и плохих. Но после нескольких недель игры я хочу поделиться несколькими окончательными мыслями.
Как давний поклонник Paradox, я очень рад Europa Universalis V! Кажется, они взяли всё, что люди любили в их других играх, и объединили это. Основной геймплей уже фантастический, но я думаю, что EU5 мог бы стать ещё лучше с более подробными обучающими материалами. Некоторые из систем, особенно то, как работает экономика, довольно сложны, и новые игроки могут заблудиться. Я думаю, что позволить игрокам полностью играть с экономикой, вместо того чтобы автоматизировать её, сделало бы игру ещё более полезной и захватывающей.
Честно говоря, лучший способ описать Europa Universalis V – это просто… огромный. Это всё, что я хочу от глобальной стратегической игры – действительно глубокий и сложный игровой процесс. И что я действительно ценю, так это то, что разработчики не побоялись экспериментировать, хотя могли бы просто придерживаться того, что работало в Europa Universalis IV. Пока что эти изменения полностью оправдали себя, и это был фантастический опыт.
После того, как я заканчиваю обзор игры, самым большим признаком того, что она действительно хороша, является то, хочу ли я в неё играть, даже если я больше не делаю видео или не пишу о ней. И в данном случае, я абсолютно этого хочу!
Я даю Europa Universalis V ‘да’ не потому, что я верю, что это безупречная игра, которая совершит революцию в жанре глобальных стратегий, как это сделала её предшественница, Europa Universalis IV. Вместо этого, я впечатлен богатством исторических деталей и возможностей, которые она предлагает. Она позволяет много творческой свободы при игре с историей, что редкость в более серьезных военных играх. Кроме того, я рад продолжать играть и экспериментировать с различными стратегиями, чтобы увидеть, как они влияют на развитие каждой страны.
Надеюсь, этот обзор был для вас полезен! Буду рад узнать ваше мнение и, планируете ли вы приобрести Europa Universalis V.
Разбор оценки игры
- Основные игровые механики: 9/10
- Контент: 9.5/10
- Графика и художественный стиль: 8/10
- Звук и музыка: 7/10
- Техническое исполнение: 7/10
- Повторное прохождение и ценность: 10/10
- Монетизация и бизнес-модель: 7/10
Смотрите также
- Серебро прогноз
- ГК Самолет акции прогноз. Цена SMLT
- Газпром акции прогноз. Цена GAZP
- ОВК акции прогноз. Цена UWGN
- Whoosh акции прогноз. Цена WUSH
- Совкомбанк акции прогноз. Цена SVCB
- Будущее эфириума: Тенденции цен на криптовалюту ETH
- Рискованная ставка SharpLink на $200M ETH: DeFi или отчаяние? 🚀💸
- ЛУКОЙЛ акции прогноз. Цена LKOH
- Интер РАО ЕЭС акции прогноз. Цена IRAO
2025-11-04 20:46