Europa Universalis V (EU5) — обзор (2025)

Europa Universalis V (EU5) Review – Самая сложная глобальная стратегическая игра, в которую я когда-либо играл.

https://www.youtube.com/watch?v=nP59vpuEJx8

  • Жанр: Глобальная стратегия | Историческая
  • Разработчик: Paradox Tinto
  • Издатель: Paradox Interactive
  • Цена: $59.99 | 59,99€ | £49.99
  • Дата выхода: 4 ноября, 2025
  • Рецензент: Nuno Marques (PC)
  • Целевая аудитория: Игроки в глобальные стратегии, любители истории и фанаты игр Paradox.
  • Итоговый балл: 8.7/10

Запуск Europa Universalis V (EU5) сразу же показал мне, насколько это сложно. Даже как человек, который играл во многие сложные стратегические игры, я нашел её невероятно сложной и пугающей. Давайте начнем наш обзор с путешествия в хаотичное середину 14-го века.

Вложился в "перспективную" компанию по совету таксиста? Мы тоже так делали. Заходи, у нас тут клуб анонимных инвесторов, и мы лечимся фундаментальным анализом.

Бесплатный Телеграм канал

Europa Universalis V начинается намного раньше, чем предыдущие игры, – в 1337 году – более чем на сто лет раньше 1444 года. Это помещает вас в самое сердце Средневековья, непосредственно перед двумя огромными историческими событиями: Столетней войной между Францией и Англией и разрушительной Чёрной смертью. Чёрная смерть наступает в 1346 году и уничтожает огромную часть населения мира – от трети до половины. Эти события существенно влияют на ваш игровой процесс, представляя сложные ранние испытания, которые хорошо интегрированы в игру. Чёрная смерть, в частности, невероятно сурова, потенциально сводя на нет любой экономический прогресс и вынуждая вас полностью восстанавливать экономику своей страны.

Механика работы с населением была полностью переработана. Теперь вам нужно будет учитывать различные группы людей – такие как знать, духовенство, рабочие, торговцы и рабы – каждая из которых обладает своими навыками, уровнем счастья и потребностями для выживания. В отличие от предыдущих игр, люди должны находиться в определенном месте, чтобы там работать. Это делает экономику гораздо более детальной и сложной. Есть много вещей, которые нужно отслеживать – численность населения, производимые товары и цены – чтобы построить успешную экономику. Это глубокая система, но те, кто потратит время на ее изучение, будут вознаграждены.

Europa Universalis V добавляет новую систему сословий, которая ставит управление населением в центр игры. Теперь вы будете руководить четырьмя основными группами – Дворянством, Духовенством, Горожанами и Крестьянами – каждая из которых имеет свои собственные цели и заботы, отражая традическую социальную иерархию. Важно отметить, что ваша собственная власть как правителя также рассматривается как одна из этих групп. Практически каждое ваше решение будет влиять на то, как эти группы воспринимают ваше правление, и потеря их поддержки может создать серьезные проблемы.

Различные сословия (такие группы, как торговцы, духовенство и дворяне) имеют решающее значение для игры, и их счастье и развитие всегда отображаются на экране. Права и преимущества, которые вы предоставляете или отнимаете у этих групп, напрямую определяют, кто на самом деле контролирует страну. Поддерживайте законы, благоприятствующие торговцам, и они станут более могущественными. Попытайтесь ограничить привилегии дворянства, и их лояльность, вероятно, пошатнётся. Это значительное отличие от предыдущих игр, таких как Europa Universalis IV, и поскольку это влияет на функционирование населения, это делает политику и экономику тесно связанными – что реалистично. Однако это также означает, что вы будете постоянно сталкиваться с новыми задачами и проблемами, которые нужно решать. Управление этими сословиями – сложная задача – история показывает нам, что могущественные группы не любят, когда вы пытаетесь что-то изменить.

Хотя Estates добавляет много в игровой процесс, я думаю, что самое большое изменение заключается в том, как это заставляет игроков думать об игре. В прошлых играх Europa Universalis IV вы играли как общая идея нации, принимая решения за всех. Теперь, как Crown – один из Estates – вы сразу отделены от этого единого национального духа. Ваши цели часто сталкиваются с целями других Estates. Я быстро понял, что сосредотачиваюсь больше на своем персонаже, или конкретно на Короле, чем на нации, например, Кастилии или Англии. Это исторически точно, поскольку этот период был о том, что правители обретали больше власти. Я нахожу этот новый вызов действительно увлекательным, даже несмотря на то, что он довольно сложный.

Основная часть игры вращается вокруг того, насколько вы контролируете свою страну, что определяется местоположением вашей столицы и тем, насколько хорошо соединены ваши провинции с ней. Этот уровень контроля напрямую влияет на то, сколько налоговых поступлений и рабочей силы вы получаете от каждой провинции. В начале провинции, расположенные рядом со столицей, обычно очень хорошо контролируются, но этот контроль быстро падает по мере удаления от нее, что затрудняет управление отдаленными частями вашей страны. Это хорошая и реалистичная особенность – управление большой империей – сложная задача, и обеспечение того, чтобы все ваши провинции вносили свой вклад в ресурсы, требует усилий. Эта система контроля особенно важна перед началом войны. Расширение вашей империи путем завоеваний не так просто и выгодно, если вы не можете сначала установить и обеспечить контроль над вновь завоеванными землями.

Как большой поклонник серии, я действительно впечатлен глубиной системы управления в Europa Universalis V – она добавляет много интересных стратегических выборов. Однако я немного разочарован тем, как работает система интеграции. По сути, после захвата региона вам нужно разместить там члена вашего правительства для его интеграции, и это занимает слишком много времени – от 10 до 20 лет только на провинцию! Вы вообще не получаете доход с этой земли в течение всего этого времени. Это кажется неправильным, особенно если вы захватываете что-то рядом со своей столицей. Я думаю, что это должно происходить намного быстрее, почти автоматически после захвата крупного города, и обрабатываться существующим местным правительством. Я понимаю, что игра пытается сосредоточиться больше на экономике и сдержать постоянную экспансию, но эта система кажется немного слишком суровой и случайной. Это расстраивает, потому что очевидно, что было проделано много работы, чтобы Europa Universalis V стал действительно захватывающим и детализированным опытом.

Я хотел бы объяснить новую рыночную систему, большое изменение по сравнению с Europa Universalis IV, но я все еще сам ее изучаю. В основном, это динамическая система, основанная на спросе и предложении, постоянно меняющаяся в зависимости от того, что нужно людям – и на эти потребности влияет то, как и куда люди перемещаются, о чем мы говорили ранее. Вы можете автоматизировать эту часть, и я рекомендую сделать это, когда только начинаете играть. Я объясню автоматизацию более подробно позже. Несмотря на всю работу, которая была проделана для создания этой сложной экономики и системы населения, Europa Universalis V не идеальна. Одна из основных проблем заключается в том, что все происходит слишком быстро. Я не нашел никаких доказательств того, что рыночные изменения требуют времени для регистрации, но постоянные, немедленные изменения слишком сложны для управления. Из-за этого я чувствую, что упускаю ключевую часть игры, если мне приходится автоматизировать ее. Однако, если я не автоматизирую, я обнаруживаю, что постоянно останавливаю игру – примерно в 90% случаев – только для внесения небольших корректировок.

Окей, так что я погрузился в Europa Universalis V, и, честно говоря, дело не столько в завоевании мира армиями, сколько в управлении экономикой и обществом целой нации. Это невероятно сложно – серьезно, я не думаю, что даже начну полностью понимать всё это в течение долгого, долгого времени. Каждое маленькое решение, которое я принимаю, каждая настройка, которую я регулирую, может иметь огромные последствия в будущем. Прежде чем я даже доберусь до войн и сражений, хочу сказать, что мне абсолютно нравится, как они построили экономические и общественные системы. Это настоящий монстр системы, конечно, но тот факт, что она пытается реалистично смоделировать проблемы того времени, просто… щелкает в моей голове. Я знаю, что, возможно, никогда полностью не пойму, как всё связано, но я получаю огромное удовольствие, разбираясь в этом!

Я больше всего времени провел, играя в Crusader Kings и Hearts of Iron от Paradox. Хотя меня не особо интересуют военные аспекты этих игр. Crusader Kings III — это все о политических интригах, что очень напоминает Game of Thrones, а Hearts of Iron IV позволяет переписать историю действительно творческим и увлекательным способом. Судя по тому, что я видел, Europa Universalis V продолжает эту тенденцию, и я рад этому. Как многим читателям известно, я предпочитаю стратегическую сторону вещей. Если я не могу напрямую управлять юнитами на поле боя, военные системы обычно не привлекают моего внимания.

Что мне кажется особенно интересным в военной системе Europa Universalis V, так это то, насколько реалистично она смоделирована и как она связана с населением и экономикой игры. В EU5 ваши первоначальные войска, называемые ополчением, набираются непосредственно из числа людей, проживающих в ваших провинциях. Это сразу же влияет на вашу рабочую силу и, следовательно, на вашу экономику. Если эти войска будут убиты в бою или умрут от болезней, они не вернутся к своей работе после окончания войны. Это делает войну серьезным стратегическим вопросом – дело не только в том, чтобы иметь самую большую армию. Начало войны без достаточного количества денег и здоровой экономики может быстро привести к катастрофе. Игра также ограничивает скорость, с которой вы можете интегрировать завоеванные провинции, еще больше сдерживая безрассудное военное расширение.

Трудно сказать, насколько военная система этой игры сопоставима с последней версией Europa Universalis IV, но она определенно многое заимствует из популярной Hearts of Iron IV. Ключевой особенностью является назначение широких стратегических целей вашим армиям, что снижает утомительный микроменеджмент. Вместо ручного разделения войск для атаки нескольких городов вы можете просто отдать приказ о ‘ковровом обстреле’, и ИИ игры обработает детали. Вы также можете давать армиям различные типы миссий, от агрессивных атак и осад до более оборонительных задач, таких как патрулирование территории. Пока что, играя за Кастилию, я обнаружил, что это работает очень хорошо.

Моя основная проблема с армейской системой в игре заключается в том, как работает набор ополчения. Вы можете призвать войска только после объявления войны, что не имеет особого смысла. Подготовка к войне часто требует секретности и быстрого старта, особенно если вы слабее своего противника. Было бы здорово иметь возможность иметь ополчение готовое к отправке сразу после начала войны. Я понимаю, что это может быть балансирующий выбор, но вместо того, чтобы предотвращать ранний набор ополчения, разработчики могли бы добавить систему предупреждений, чтобы другие страны знали, если вы перемещаете войска. Это даже могло бы создать новые стратегии, например, заставить соседа мобилизовать свою армию, что нанесло бы ущерб его экономике. Просто некоторые мысли!

Давайте быстро рассмотрим дипломатию и колонизацию. Хотя я и не углублялся в колонизацию, обе системы довольно удобны в использовании. Дипломатия работает так, как вы ожидаете, с различными действиями, на которые влияют разные факторы. Колонизация — это приятная особенность, особенно для морских держав, таких как Португалия или Кастилия. Вы можете заработать достаточно денег в начале игры, чтобы почти сразу же начать исследовать и создавать колонии. Это включает в себя отправку экспедиций для открытия новых земель, а затем постепенное строительство колоний путем переселения людей и обеспечения их ресурсами. Эти колонии затем будут отправлять ресурсы на ваши домашние рынки, используя те же экономические и демографические системы, которые мы уже обсудили. Просто чтобы дать вам представление о масштабе, Europa Universalis V содержит более 20 000 местоположений!

Мы рассмотрели основные особенности Europa Universalis V, поэтому давайте поговорим о том, насколько сложна игра и как это взаимодействует с её функциями автоматизации. Обычно мне нравятся сложные игры, но я считаю, что сложность должна быть хорошо реализована. Игровые системы должны быть логичными и понятными – в идеале, они должны работать аналогично тому, как вещи работают в реальной жизни – и ей нужен отличный учебник и пользовательский интерфейс. Europa Universalis V как преуспевает, так и не дотягивает в этих областях, и я начну с объяснения того, что я имею в виду под учебником.

Обучение в игре не очень полезное – казалось, что тебя быстро вводят в курс дела человеком, у которого не было много времени. Хотя это и реалистично, это не облегчает обучение новым игрокам. Я играл в другие игры от этого разработчика, поэтому интерфейс не был для меня проблемой. Однако я понимаю, что новичок в серии может быть перегружен. Интерфейс не плохой, и он в основном чётко представляет информацию, но есть несколько раздражающих дизайнерских решений. Некоторые кнопки не выглядят кликабельными, а другие делают неожиданные вещи при нажатии. Самый плохой пример – при назначении командиров: две кнопки, наложенные друг на друга – одна для изображения командира, а другая для армии – делают совершенно разные вещи. Это небольшие проблемы, но их стоит отметить.

Две функции, безусловно, помогут игрокам справиться со сложностью игры:

Europa Universalis V предлагает невероятно детализированные карты практически для любой ситуации – и они действительно важны для принятия разумных решений. Моё единственное разочарование заключается в том, что игра иногда скрывает карту, когда вы пытаетесь что-то построить. Например, если мне нужно было проверить население местоположения во время строительства, мне постоянно приходилось переключаться между картой и игровым интерфейсом. Это может стать действительно запутанным, когда вы управляете большой империей, но в остальном карты фантастические.

Игроки имеют полный контроль над автоматизацией в игре. Вы можете выбрать автоматизацию любого аспекта, который вам нравится – от управления экономикой и дипломатией до ведения войн, исследования мира и колонизации. Это позволяет вам сосредоточиться на тех частях игры, которые вам нравятся больше всего. Например, вы могли бы играть за правителя, который принимает только высокоуровневые решения, оставляя детали своим советникам.

Прежде чем завершить этот обзор, давайте поговорим о том, как выглядит, звучит и работает игра. К счастью, критиковать особо нечего! Графика великолепна, с детализированной картой и реалистичным движением городов и армий – действительно кажется, что вы наблюдаете за разворачивающейся историей. Звуковое оформление на твердом уровне – не новаторское, но вполне приятное. Оно не достигает высот саундтрека, например, Age of Mythology, но это нормально. С точки зрения производительности, я не столкнулся ни с какими сбоями или серьезными проблемами. Однако игра не всегда работает плавно. Иногда возникают небольшие подтормаживания, например, внезапное появление объектов или замедления в конце каждого внутриигрового месяца. Хотя это и не постоянно, эти моменты происходят достаточно часто, чтобы немного раздражать. Трудно сказать, насколько это связано с моим компьютером, а насколько с оптимизацией игры, но я столкнулся с этим (вы можете ознакомиться с характеристиками моей системы выше).

Итоговый вердикт и оценка

8,5/10

Практически невозможно полностью рассмотреть Europa Universalis V – она просто слишком масштабная, сложная и захватывающая. Я мог бы легко писать днями обо всех её функциях, о том, что работает хорошо, а что нет. Но после нескольких недель игры я хочу поделиться несколькими окончательными мыслями.

Paradox создала нечто действительно впечатляющее с Europa Universalis V. Ей удалось успешно объединить лучшие элементы из всех их предыдущих игр. Хотя игровой процесс уже силен, EU5 могло бы выиграть от более подробных обучающих материалов, особенно для сложных систем, таких как экономика. В настоящее время слишком большая автоматизация скрывает значительную часть того, что делает игру приятной.

Europa Universalis V – это именно то, на что вы надеетесь в масштабной стратегической игре: огромный размах, амбициозность и глубокая сложность. Действительно впечатляет то, что она не побоялась попробовать что-то новое, хотя могла бы пойти по проверенной формуле Europa Universalis IV. И пока что эти новые идеи работают блестяще.

После того, как я закончу рецензировать игру, самым большим признаком того, что она действительно хороша, является то, хочу ли я в нее играть, даже если я не планирую снимать видео или писать о ней больше. И в этом случае, я определенно хочу!

Я даю Europa Universalis V оценку ‘да’ не потому, что это безупречная игра, которая совершит революцию в жанре глобальной стратегии, как это сделала её предшественница, Europa Universalis IV. Вместо этого меня впечатляет глубина и разнообразие функций, которые действительно соответствуют моим историческим интересам. Она предлагает большую свободу для игривого исследования сценариев ‘что, если’, чего вы не часто встретите в более серьезных военных играх. Кроме того, я рад продолжать играть и видеть, как различные выборы и стратегии влияют на развитие каждой страны.

Надеюсь, этот обзор был для вас полезен! Буду рад услышать ваше мнение и узнать, планируете ли вы приобрести Europa Universalis V.

Разбор оценок игры

  • Основные игровые механики и геймплей: 9/10
  • Контент: 9.5/10
  • Графика и художественный стиль: 8/10
  • Звук и музыка: 7/10
  • Техническое исполнение: 7/10
  • Реиграбельность и ценность: 10/10
  • Монетизация и бизнес-модель: 7/10

Смотрите также

2025-11-01 13:46